Занятие VI

ЗАНЯТИЕ VI 

ИСТОРИЯ СПАИВАНИЯ, ИСТОРИЯ БОРЬБЫ ЗА ТРЕЗВОСТЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ

 Мы, россияне, самая молодая страна в христианском мире, впервые попробовавшая вино, а водку вообще русский народ стал употреблять немно­гим более 300 лет назад. Так что, водка вовсе не является национальным русским изделием, как это принято думать.

 

Впервые водка появилась в России в 1432 году. Ее завезли купцы из Генуи. Но изделие не понравилось и от него отказались на 1,5 столетия. Только в 1552 году в царствование Ивана Грозного был открыт первый кабак. Открытие кабаков преследовало одну цель – обогащение казны. Особенно увеличился доход казны за счет спаивания народа при Екатерине II.

Однако внедрение пьянства стало сказываться на уровне жизни и на состоянии здоровья россиян. Смерть стала косить их.

Пришло понимание, что народ, толкая к пьянству, на самом деле бессо­вестно грабят и обирают. В результате возникло трезвенническое движение. Волны таких движений возникают периодически в истории Руси. Кратко напомним о них.

 

1-е трезвенническое движение. 1858-1860 гг.

По призыву столяров и сапожников Ковенской, крестьян Виленской губернии начали создаваться общества трезвости по все русской земле.

Граждане /кто был грамотен – письменно, остальные – устно/ давали публично слово бросить употреблять алкоголь в любом виде. Провинившихся публично осуждали, перевоспитывали. А мастеровые завели правило: того, кто принял спиртное, вначале дважды штрафовали, а потом лишали цехового звания.

 

2-е трезвенническое движение. 1885-1860 гг.

В этот период в России против алкоголя выступили учителя, врачи, писатели. Активно поддержал это движение Л.Н.Толстой. Он написал более десятка статей на эту тему, руководил одним из обществ трезвости "Согласие против пьянства".

Все эти меры против алкоголя – народный протест, движение интеллиген­ции, призыв к трезвости в печати, – дают результат. В мае 1885 года царское правительство законодательно предоставило сельским обществам право за­крывать кабаки в пределах своих территорий. Пьянство начинает уменьшать­ся.

 

3-е трезвенническое движение. 1909-1914 гг.

После первой русской революции, когда была введена государственная монополия на продажу спиртных напитков, начался новый подъем пьянства. На этот раз против выступили врачи. Их поддержала прогрессивная интел­лигенция, особенно учителя. Они призывали к здоровому образу жизни на страницах журналов "За трезвость", "Отрезвление", "Вестник трезвой жизни".

Врачи добились созыва I-го Всероссийского съезда по борьбе с алкоголизмом. Были предложены пути устранения пьянства. Съезд единодушно отметил благотворительную роль обществ трезвости в оздоровлении нации.

К 1914 году в России было уже более 400 обществ трезвости. Издавались плакаты, специальные календари и памятки, выпускались книги, журналы. Активисты читали лекции, проводили конференции. Был открыт антиалко­гольный музей. Приобрели популярность трезвые и дешевые чайные, столо­вые.

Алкоголь стал сдавать позиции. Но не исчез. Ведь его производство и продажу поощряло самодержавие.

И все же движение за трезвость одержало победу. Царское правительство было вынуждено принять решение о введении "сухого закона": Торговля алкоголем была прекращена 19 июля 1914 года. Были закрыты винокуренные заводы, а все склады опечатаны и возле них поставлены часовые. За самогоноварение установили уголовное наказание – 5 лет тюрьмы и 1 год поражения в правах.

Влияние трезвой жизни весьма быстро сказалось на благосостоянии обще­ства, на здоровье людей, на улучшении работы промышленных предприятий и порядка в городах и деревнях. Доктор медицины А. Мендельсон в своей книге "Итоги принудительной трезвости и новые формы пьянства" /1916 г./, анализируя статистические данные и подводя итог года трезвой жизни, пишет: "...дальнейшая добровольная трезвая жизнь получила в свою пользу аргумент, равного которому не было в истории человечества".

"СУХОЙ ЗАКОН". Так народ неофициально называл принимаемые в той или иной стране законы, запрещающие производство и продажу спиртных изделий. К сожалению, в нашей печати неправильно освещались отказы стран, в том числе и в США от "сухих законов". Вина обычно возлагалась на трудя­щихся. Утверждали, что, поскотьку запретный плод сладок, то введение "сухого закона" порождает волну новых преступлений. Ложность этого утвер­ждения очевидна.

Пример России, принявшей "сухой" закон, не оставил равнодушными народы других стран. На Западе усилилось тяготение людей к трезвой жизни. Усиление трезвеннического движения и расширение его границ угрожало безбедному существованию тех, чьи прибыли были результатом спаивания народов. Уже в 1921 году в Лозанне "Международная лига против запрета" при помощи крупных миллиардеров способствовала отмене запрета в Швеции, сорвала обсуждение алкогольной проблемы в Лиге Наций. Существовали и национальные алкогольные организации. В Швейцарии, например, такая организация ставила своей целью "препятствовать преувеличенному и оши­бочному влиянию фанатиков воздержания, пробуждая в массах интерес к алкоголю".

К международной алкогольной реакции примкнули правительства некото­рых стран. В 1922 году под нажимом правительства Испании, в Исландии отменили запрет на алкогольные изделия, а в 1927 году под угрозами правителей Испании, Португалии и Франции пала запретительная система в Норвегии. В США "сухому закону" противодействовала мафия. Подобных примеров можно привести множество.

Но вот что важно: ни одна запретительная система не была отменена по настоянию народа.

К слову, мусульманское население арабских стран второе тысячелетие трезво живет и не посягает на религиозный запрет. Есть запрет на спиртное в Ливии, Иране, Саудовской Аравии и др.

Отечественный "сухой закон" /1914-1925 гг./ был отменен 5.10.1925 года (самое интересное, что 5 октября только в 1904 году родился основатель 5-го трезвеннического движения, академик Федор Григорьевич Углов, хирург, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, как единственный человек на планете Земля, имеющий хирургический стаж более 70 лет!, в октябре 2006 года ему исполнилось 102 года и в декабре 2006 года он председательствовал на конференции, посвященной 25-летию 5-го трезвеннического движения, которая проходила в Москве).

Отмена произошла, как писал Сталин, под предлогом "заполучить необ­ходимые оборотные средства для развития нашей индустрии своими собствен­ными силами..." Но жизнь показала, что это ложный путь. Ибо после введения водочной монополии резко усилилось хулиганство, бандитизм, убийства, порча оборудования, моральное разложение народа.

 

4-е трезвенническое движение. 1928-1932 гг.

Несмотря на отмену запрета и введение монополии государства на алко­голь, общественная борьба за трезвость, пропаганда трезвого образа жизни продолжалась. В 1928 году создается Всесоюзное общество по борьбе с алкоголизмом /ОБСА/, утвержден Устав, избран совет в составе 150 человек.

С созданием руководящего органа антиалкогольное движение получило дальнейшее расширение. На предприятиях, в молодежных организациях создавались ячейки, группы сторонников трезвости.

По инициативе обществ трезвости заключались договоры между рабочими, которые принимали обязательства быть трезвыми. Когда началось социали­стическое соревнование, то одной из его целей стала борьба с пьянством.

Постепенно употребление алкоголя сокращалось. В 1932 году употребление алкогольных изделий в стране было 1,04 литра на душу населения, что в 4,6 раз меньше, чем в 1914 году.

Однако тезис о бесполезности "сухого закона" оказался живучим. Объек­тивной оценки трезвому периоду и положительному опыту 4-го трезвенническогодвижения долго не давали. Это стало зоной умолчания.

Ну, а что было потом, известно. После войны пили бывшие фронтовики. А после развенчания "культа личности" моральные устои были окончательно подорваны. В быт прочно вошло пьянство.

 

5-е трезвенническое движение, с 1981 года.

Началом этого этапа принято считать межведомственную конференцию "Профилактика пьянства, алкоголизма в промышленном городе", состоявшу­юся в 1981 году в г. Дзержинске Горьковской области. Много сил и энергии потратил на ее подготовку Г.А. Шичко. Но его не пригласили. Тогда о конференции он сказал Ф.Г. Углову. Тот выступил с докладом "Экзогенные факторы преждевременного старения и смерти", в котором он дал бой сторонникам умеренного пития и "культурного" потребления алкоголя.

Одновременно Г.А. Шичко подготовил и переслал в Госплан СССР, а Президиум XXVIIсъезда КПСС письмо "Об установлении трезвости в XIпятилетке". Увы, автор не дождался отклика. Но в разных городах страны стали возникать клубы, общества трезвости. Волна трезвости начала расти. В правительство стало поступать множество писем, предложений. И оно откликнулось выпуском в мае 1985 года известного Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пянством".

 

Алкогольная мафия все же сумела очернить этот один из самых светлых Указов. И сделала это с помощью абсурдных теорий:

 

1. Теория заполнения алкогольного вакуума. Суть ее сводится к утверж­дению, что нельзя вытеснять из жизни алкогольные изделия, поскольку образовавшийся вакуум сразу же будет заполнен самогоном и суррогатами. На самом деле распространению самогона и суррогатов способствует как раз государственная продажа спиртных изделий. Вот лишь один пример, доказы­вающий это. Так, после отмены в 1925 году "сухого закона", когда в торговую сеть хлынул поток сорокоградусной, резко повысилось и производство само­гона: к 1929 году по сравнению с 1925-м его количество возросло в 1,7 раз, т.е. почти в 2 раза.

 

2. Теория алкогольного скепсиса. Она отрицает возможность вытеснения из нашей жизни спиртного, признавая сложившуюся ситуацию тупиковой, безнадежной. Представители этой теории, в принципе, допускают возмож­ность отрезвления народа, но не верят, что от этого будет какая-то польза. Они считают, что запрет на алкоголь приведет к наркомании, токсикомании, употреблению различных суррогатов. Но подобные пророчества являются клеветой на род человеческий. Они равносильны признанию всех нас потенциальными преступниками, чьи уголовные наклонности рано или поздно проявятся, в той или иной форме, как только предоставится к зтому случай.

 

3. Теория "культурного" пития. В этой теории заключена самая страшная ложь об алкоголе. Пьянство, пусть даже "умеренное" – это порок. Порок же не может быть чуть-чуть. Нет в пороке и никакой культуры. Мы же не говорим о "культуре" воровства! Употребление алкоголя в любых дозах и по любому поводу – это один из опаснейших видов наркомании. А следовательно, любое "чуть-чуть" – это начало конца. Надо также сказать о том, что именно политика "культуры" пития привела к появлению в потомстве ежегодно 16,5 процентов детей с тяжелыми и средними формами дебильности, к распаду 2/3 семей, к экономическим потерям, которые в 4-5 раз превышают "доходы" от продажи алкогольной отравы.

 

ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ ЗАПОЯ

 

1 способ /из практики Республиканской школы самооздоровления/

 – Уложить пьяного на спину, положить обе руки на его уши, затем быстро  и сильно потереть оба уха. Прилив крови к голове приведет пьяного в сознание и он будет в состоянии говорить.

– Расстегнуть ремень, найти область печени, на вдохе с задержкой дыхания нажать и держать до 20 сек. Выдохнуть и затем повторить до 14-21 раза. По окончании предложить выпить 3-4 глотка холодной воды.

– Провести комплекс наружного очищения, давая пить в течение суток настой малиновых прутьев или др. потогонный состав.

– Написать исповедь-покаяние или 14-21 раз вечерний аутотренинг.

– Постоянно находится рядом, из дома в течение суток не выпускать. При необходимости комплекс повторить.

 

2 способ /из русского народного лечебника/

– 5 капель нашатырного спирта на 1 стакан холодной воды. Дать выпить.

– Ладонями одновременно сильно тереть оба уха.

– На следующий день – 20 капель мятного спирта на 1 стакан холодной воды или стакан топленого молока натощак.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Написать перед сном ответы на вопросы антиалкогольного дневника.

2. Написать 7 раз утренний аутотренинг.

3. Утром, вечером облиться холодной водой по А.В. Суворову или по "Детке" П.К.Ива­нова, кому как нравиться, осваивать др. правила.

4. Утром с закрытыми глазами написать утренний аутотренинг.