Пресс-конференция А.Г. Лукашенко российским СМИ (16 октября 2012, вторник) полная аудиоверсия (4ч37мин) плюс телеверсия (1ч36мин) и стенограмма встречи
- Подробности
- Рубрика: О чём молчат СМИ
- Опубликовано 03.11.2012 09:42
- Автор: konkret22
- Просмотров: 6733
Полная запись прямой радиотрансляции пресс-конференции Президента Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко для представителей СМИ регионов России плюс её стенограмма.
Скачать аудио в MP3 формате (mp3, 128kbps, 04:37:34, 254 МБ): [narod]
Плюс стенограмма пресс-конференции (здесь)
Скачать стенограмму в форматах: [pdf] [rtf] [doc] [html]
(посмотреть и скачать телеверсию пресс-конференции)
(телеверсия)
Стенограмма пресс-конференции Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко представителям средств массовой информации регионов России
Пресс-конференция Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко представителям средств массовой информации регионов России
16 октября 2012 г., Национальная библиотека Беларуси
Лукашенко А.Г. Уважаемые друзья!
У нас сегодня юбилейная встреча с вами, представителями российских средств массовой информации. Правда, в этом зале присутствуют, наверное, представители и других средств массовой информации. Я думаю, это нам не помешает конструктивно, по-деловому провести сегодняшнюю встречу. Я предпочитаю разговаривать с журналистами абсолютно искренне, ничего не скрывая.
И я хотел бы, чтобы вы, даже кратко, если у нас не будет хватать времени, задали свой вопрос. Пусть он даже будет неприятным, но лучше его поднять. Может быть, даже мы не сможем его достаточно полно осветить, но, коль вопрос есть, он должен подниматься, обсуждаться. Хуже всего, если эти вопросы замалчиваются. Это вообще мой принцип работы с журналистами. Правда, за последние десять дней получился какой-то перебор с пресс-конференциями – начиная от нашего канала, уважаемого мною канала ”Мир“, который юбилей отметил совсем недавно, и продолжая газетой ”Индепендент“, ”Би-Би-Си“, а сегодня с российскими журналистами встречаемся. Я думаю, это позволит нам, если у вас будет интерес, познакомиться с ответами и на те вопросы, они не являются сегодня секретом, позволит более объективно и полно разобраться с ситуацией, в которой живет (я надеюсь, что вы увидели это своими глазами) и пытается развиваться в это непростое время ваша Беларусь.
За прошедшее десятилетие мы стали свидетелями многих, я бы сказал даже, судьбоносных событий в жизни наших государств. Наши страны прошли на этом относительно коротком отрезке времени непростой путь. Тут было всë – от острых споров и даже конфликтов в отношениях между Россией и Беларусью до братской поддержки в сложные, очень сложные моменты истории. Самое главное – мы убедились в правоте фундаментального тезиса о том, что нам, Беларуси и России, в этом бурно и вечно конкурирующем мире друг без друга ну просто никак нельзя.
К этому толкают нас не только проблемы, которые появляются всë в большем и большем объеме на международной арене, в наших отношениях, но и в наше историческое прошлое и наше настоящее. Сильными и независимыми наши страны, как оказалось, никому не нужны, кроме нас самих. Конкуренция сегодня остра как никогда, и сильные мира сего открыто пренебрегают всякими правилами, писанными и не писанными. Поэтому белорусы и россияне просто вынуждены бороться за свое место под солнцем. Причем достойное место, которого наши народы безусловно заслуживают.
И жизнь уже доказала, что вместе мы этого можем добиться. Свидетельством тому является строительство Союзного государства Беларуси и России. Этот процесс, вне всяких сомнений, следует оценивать как абсолютно верный и дальновидных шаг.
Я не хочу перечислять достижения и недостатки в этом грандиозном, как вы называете, проекте. Вы хорошо знаете их, если у вас будут вопросы ко мне – я честно отвечу на эти вопросы, но должен сказать, что это пока что на постсоветском пространстве процесс, достигший такой глубины, которого мы не достигли по другим проектам сотрудничества.
В том числе и Единое экономическое пространство, которое мы построили, и попытка построить Евразийский экономический союз. Пока что глубина наших отношений здесь, в этом объединении белорусско-российском, значительно выше. Это поистине уникальное интеграционное образование. И мы здесь имеем уже не только ростки, но систему и структуру, которые позволят нам при желании, как сейчас принято говорить, элит наших государств очень быстро продвинуться к созданию мощного государственного объединения.
Уважаемые друзья! Вы побывали в Беларуси, в разных уголках нашей страны. Конечно, за это время увидеть всë невозможно. Но вы ведь люди опытные, вступив на землю того или иного государства, области, региона, района, по определенным, известным вам, приметам и другим вещам можете определить, как развивается наша страна. Если этой информации не хватает, то наши специалисты подготовили по всем направлениям справочную информацию. Ну а на те вопросы, с которыми вы пришли сегодня ко мне на пресс-конференцию, я, как уже сказал, честно и искренне отвечу на них.
Пожалуйста, я готов к разговору.
Шаров А.В. (журнал ”Российская Федерация сегодня“). Александр Григорьевич, прежде всего, хотел бы высказать слова благодарности за приглашение в эту прекрасную страну. И большое спасибо организаторам, которые собрали 90 российских журналистов. Замечу, что они меня не просили, чтобы я это говорил. 90 российских журналистов – конечно, это большая организационная работа.
Что касается вопроса: Вы как бы уже обозначили свои позиции во вступительном слове по поводу перспектив Союзного государства, в связи с созданием Евразийского союза, я хотел бы, чтобы Вы немножко расширили эту тему. Это первое. И второе, по-моему, 10 лет у нас уже идут разговоры по поводу принятия конституционного акта. Как Вы на это смотрите? Какие перспективы? Спасибо.
Лукашенко А.Г. Если характеризовать процесс создания Союзного государства, то можно начинать с истории и заканчивать сегодняшним днем. Я думаю, в этом нет необходимости, вы все прекрасно помните непростые времена того Соглашения, которое мы подписывали с Борисом Николаевичем Ельциным.
Когда Борис Николаевич еще был достаточно здоров, мы лично работали над этим Договором, когда помощники, специалисты нам его представили. Помните, этот стол, чай с булочками и прочее, когда мы сидели (почему-то часто журналисты мне это напоминают, поэтому я отсылаю вас к этим временам), тогда были сделаны робкие первые шаги по созданию Союза Беларуси и России. Если еще глубже посмотреть, я недавно об этом говорил, чтобы меня не упрекали ни в чем, избираясь первым Президентом нашей страны, это была, наверное, такая одна из трех крупных задач, которую я в свою Программу вписал, – Союз Беларуси и России. И я обещал, что будет проведен референдум в Беларуси по этому вопросу. И я его провел, этот референдум. И сегодня мои устремления по союзническим отношениям с Российской Федерацией основаны на мнении белорусского народа.
В России такого референдума, правда, не было. Ну, может быть, и не нужно, потому что на этом референдуме, наверное, будет за 90 процентов – за наше единение. Поэтому если взять предысторию или окунуться в историю этого вопроса, то начало было там.
Я очень благодарен руководителям России, которые никогда не отрицали этого процесса. И по-разному, конечно, темпы были разные за эти годы, но мы шли и делали конкретные дела.
На сегодняшний день заслуживает положительной оценки то, что мы практически живем как в одном государстве: у нас нет границ, у нас Единое экономическое пространство, кооперационные связи, а с образованием Таможенного союза и Единого экономического пространства у нас таможенные процедуры, а с Россией и Беларусью и пограничные процедуры (границы между нами нет) вынесены на ту советскую границу, которая была когда-то. Поэтому я говорю, что у нас общая не только экономика, у нас, в принципе, скоординирована общая внешняя политика, мы очень похожи во внутренней политике друга на друга. Ну, может, мы пожестче немного действуем по тем или иным направлением, чем Российская Федерация, а может, где-то и помягче, у нас несколько ситуация иная, чем в российской Федерации. Но это не потому, что мы различны в своей внутренней политике.
У нас единая оборонная политика. Вы знаете, что как бы ни было сложно, но мы создали единую группировку Вооруженных Сил на западном направлении, основой которой является белорусская армия. И если вдруг, не дай Бог, возникнет какой-то конфликт или вооруженное столкновение здесь, то западная часть Вооруженных Сил (России) немедленно подключается и объединяется с белорусской армией, и мы здесь ведем оборону Союзного государства. И вообще, у нас сегодня оборона Беларуси строится исходя из союзнических принципов с Россией. Мы это обязательно учитываем.
То есть уже многое сделано в этом плане. Это положительное, можно это перечислять: и в области здравоохранения, и образования здесь нет никаких, в принципе, проблем.
Но в любом процессе есть и недостатки. Я бы не назвал, может быть, это большим недостатком, потому что времени-то совсем немного по историческим меркам прошло, но ожидания людей мы не удовлетворили, в том числе и журналистов. Я думаю, что это отчасти и от недопонимания того, что мы хотим достичь. Мы не объявили людям тех целей, которых мы хотим достичь. Ну, несколько, наверное, у нас и разное понимание этих целей.
Мы, допустим, в свое время пошли в своих предложениях на очень серьезное объединение, на радикальные предложения, основанные на принятии конституционного акта, о чем Вы сказали. Я полагаю, что в те времена Российская Федерация, руководство, а может быть, и элиты, не были готовы к такому радикальному развитию событий. Хотя юридически, заключая последний Договор (посмотрите пункты, по-моему, последние пункты), четко было определено, даже в какие сроки мы должны провести референдум по нашей совместной конституции. И мы в этом направлении этот процесс одобряли, поддерживали, продавливали, если можно так сказать, на основании этих юридических норм.
Но помните: нам неожиданно предложили, вместо референдума, ввести единую валюту? У нас там прописано, что единая валюта будет, но это необязательно белорусский или российский рубль, это мы должны были договориться. Но нам предложили единую валюту, и этой единой валютой должен был быть российский рубль. Это не страшно бы было, но потом нам предложили, что эмиссионный центр будет исключительно один – в Российской Федерации, и всю политику будет определять российский Центробанк.
Но и это, может быть, было бы не страшно, но почему только о валюте речь идет, ведь для создания вот такого единого государственного объединения нужно рассматривать все направления, согласитесь, – начиная от деятельного единых экономических институтов до политических органов власти, всë должно быть.
Конституции все, в принципе, похожи, всех государств. Там и единая денежная система, и финансово-экономическая политика, и политические органы власти, и прочее, и прочее, и прочее. Если бы мы приняли эту конституцию, как договорились, на референдумах, тогда бы не встал вопрос и о единой валюте, и о других вопросах. Но вот тогда произошел некий слом этого движения, правильного движения. Движения, которое уже договорно было оформлено.
Сегодня мы остановились на том, что имеем, и пытаемся решить конкретные вопросы, которые возникают в жизни наших народов и наших государств. Это тоже правильно, от этого никуда не денешься, в противном случае зачем создавать это государственное объединение, если оно не будет решать внутренних вопросов тех или иных государств, экономических проблем, поблеем здравоохранения, образования и так далее. Но идет какая-то шлифовка, нет радикального движения вперед, о котором думаете вы и все народы.
Я бы остановился на этом и не стал бы углубляться в эту проблему, потому что это очень многогранная проблема, и вы многие вопросы по части решения ее знаете. Каждый, конечно, разный объем вопросов представляет, и каждый по-разному оценивает эти процессы, и каждый разными обладает объемами знаний в этом процессе… Тем не менее, я главное сказал.
Оверчук Ю.А . ( ГТРК ”Омск“). Здравствуйте, Александр Григорьевич, в Республике Беларусь мне довелось побывать уже в шестой раз. На этой священной земле родился мой дедушка. Правда, впервые я нахожусь здесь в качестве журналиста и, посмотрев страну изнутри, взглянув на нее с профессиональной точки зрения, я могу сметь предполагать, что на сегодня Беларусь – это независимое государство с сильной экономикой, развитой системой безопасности. И в связи с этим мой вопрос: какие первостепенные задачи вы ставите перед собой на сегодняшний день для дальнейшего укрепления позиций Беларуси на мировой политической арене? И как удалось сохранить экономическую стабильность в стране в условиях мирового экономического кризиса?
Лукашенко А.Г . Да… Вы мне такой вопрос задали, что, наверное, и дня не хватит, если перечислять все задачи, которые мы ставим сегодня перед собой, и в том числе я как Глава государства. Вы по своим корням белоруска, поэтому Вас очень волнует то, что происходит на этом клочке земли…
Вы знаете, мы перед собой не ставим каких-то ну не то что не амбициозных, а геополитических задач. Мы четко понимаем и представляем себе свое место в этой системе координат, в этом мире. Поэтому мы глобализмом никаким не болеем. Хотя часто в центральных СМИ России, даже России, меня упрекают в том, что я претендую на ”разгребание завалов“ мировой политики. Нет-нет, ни в коем случае! Если нас просят подключиться к тому или иному процессу, мы подключаемся. Если мы видим, что мы там принесем пользу, мы также активно включаемся в тот или иной процесс.
Если же мы видим, что это не принесет пользы и ради пиара нам это делать не нужно, мы не та страна, которая должна этим заниматься. Мы четко определили свою внешнеэкономическую и внешнеполитическую стратегию.
Основой всего, этой стратегии, является экономика. У нас даже посольства все, которые находятся, а их больше полусотни, наверное, в мире, они сориентированы на это.
Сколько, Владимир Владимирович, у нас представительств?
Макей В.В. (Министр иностранных дел Республики Беларусь). Около 50-ти стран всего. И 85 точек (присутствия).
Лукашенко А.Г . 85 представительств всего. Все они сориентированы, прежде всего, на экономику, на то, чтобы продвигать наш товарооборот в этих государствах. И это тоже неудивительно, потому что примерно 80 процентов нашей экономики – это экспорт. То есть мы совсем немного потребляем из того, что производим, внутри Беларуси.
Такая структура сложилась еще с советских времен, мы от нее не отказались, но диверсифицировать мы ее начали. Это одна из задач, которая сегодня стоит (наиважнейшая задача!) перед страной и перед ее Президентом, – диверсификация нашей экономики.
Ну, к примеру, чтобы вы понимали, о чем идет речь. Может быть, кто-то из вас когда-то был на БелАЗе. Это прекрасное производство. Сегодня машину произвести должны грузоподъемностью в 450 тонн?
Семашко В.И. (Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь). Да, 450.
Лукашенко А.Г. 450! Слушайте, 30 с лишним процентов мирового рынка занимаем! Прекрасно, есть на что посмотреть, высокие технологии. У кого есть такое производство – это уже факт, что нация высокообразованная и находится на высокой ступени развития. Но часто я сам себе задаю вопрос: ну нам это надо? Если бы без проблем, без конкуренции, были монополистами, и мы без проблем продавали бы эти ”БелАЗы“ на мировом рынке, – ну, благо, хорошо. Но с таким трудом, с такой дикой конкуренцией, с таким напряжением нам удается удерживать это производство и удерживать 30 процентов рынка.
Я говорю, почему нам это надо, если ни одной практически машины в Беларуси не работает – у нас нет таких огромных карьеров. Ну, я думаю, в Микашевичах и еще где-то небольшие автомобили работают, которые, кстати, сейчас из моды уже уходят, сейчас спрос на большегрузные автомобили, и они спросом прежде всего пользуются. Но, тем не менее, так произошло. И это – часть нашей экономики, огромная часть. И это не только производство, это конструкция (конструкторы, конструкторское бюро), это наука, это исследования. Это огромная школа! Точно так, как в космосе, это же не только производство космических аппаратов, а это же целый шлейф, это целая жизнь народа. Поэтому куда от нее денешься?
И мы спасали это предприятие, мы его поддерживали, ведь оно в свое время, после распада Советского Союза, было почти уничтожено. Даже Россия начала закупать американские и японские ”катерпиллеры“ и ”камацу“, подобные автомобили. Мы боролись за это производство, увидели, что белорусское все-таки по всем составляющим лучше, это вроде бы даже свое. И Россия, и многие другие… Как вчера мне доложили, что 5 или даже 10 автомобилей, огромных автомобилей в 320 тонн грузоподъемностью, Австралия готова купить. То есть мы и на этот континент выходим.
Но это производство ведь завязано полностью на сырье, пусть даже дружественной нам, но Российской Федерации и других стран (двигатели и так далее и тому подобное). То есть мы зависимы от поставок. И всю эту продукцию продаем на внешний рынок. А хорошо тогда, когда сырье все-таки свое.
И мы приняли решение о том, чтобы диверсифицировать экономику и начать модернизацию и наращивание объемов производства предприятий, которые работают на местном сырье.
Ну, допустим деревообработка. У нас 30 с лишним процентов территории покрыто лесами, притом лес хороший для строительства и производства конечной продукции, например мебели. Мы модернизируем все деревообрабатывающие комбинаты (в этом и в будущем годах полностью этот процесс закончим). У нас порядка десятка будет мощнейших объединений, которые будут перерабатывать в современную продукцию сырье.
То есть вот таким образом мы пытаемся экономику диверсифицировать и завязать ее на местное сырье.
О нас часто говорят: вот сельское хозяйство Лукашенко развивает, потому что он неплохо знает сельское хозяйство. Ну, знаете, я не могу сказать, что я великий знаток сельского хозяйства, я некоторые вещи все-таки получше знаю (по своему первому образованию, я – гуманитарий, и, наверное, я ближе к вам по своим знаниям и способностям, нежели к производственникам, если уж откровенно говорить). Да, я действительно работал очень много в сельском хозяйстве.
Но развитие получило сельское хозяйство не потому, что я его люблю. Сельское хозяйство – это не только сложнейший, это тяжелейший процесс модернизации. Но мы его начали, потому что и оно завязано на наши местные ресурсы. Земля у нас есть, а сельское хозяйство – это прежде всего земля. Удобрения есть, знания есть, помещения строить – цемент и строительные материалы у нас есть и так далее. Опыт есть определенный. И мы начали развивать сельское хозяйство. И добились на этом пути определенных успехов.
Я могу привести только один пример: раньше у нас стояла проблема, как в России, так как мы, даже, наверное, меньше половины после развала Советского Союза сами производили продуктов питания. Всë сюда завозилось, всякий хлам, а сегодня у нас на 95 процентов обеспеченность продуктами питания, и мы завозим, наверное, 5 процентов, только некоторые экзотические товары, типа бананов. Но, если кто-то хочет завезти картошку, у нас есть и египетская картошка, ради Бога, мы не запрещаем.
Но белорусы, как и россияне, любят кушать свой картофель. И мы в данном случае много достигли, особенно в селекции этой и других наших культур.
Вот мы и стараемся развиваться свое сельское хозяйство, интенсивно развивать. Если раньше мы думали, как накормить собственный народ, где бы той же картошки прикупить, или взять кредит, чтобы в Чехии купить немного зерна, и до весны дотянуть животноводство, чтобы не вырезать весь скот? – то сегодня мы не просто накормили своих людей (если в магазины вы зайдете, там в основном наша продукция, притом разные сорта, и там, куда мы поставляем в Россию, вы также это видите, там наши товары не залеживаются), а много экспортируем. Через два года мы будем иметь на 7 миллиардов долларов экспорта (в этом году будет 5 миллиардов).
То есть, мы не только накормили свой народ, но и на 5 миллиардов экспортируем сельскохозяйственной продукции. Это также для нас определенное достижение. Это не так просто, это не нефть и природный газ, а тут надо было постараться что-то сделать.
Более того, мы полностью переоснастили базы хранения сельскохозяйственной продукции, они исключительно на самом высоком мировом уровне – мы можем хранить продукцию сельского хозяйства до весны, тот же картофель, капусту, морковь и прочее, и продавать тогда, когда выгодно производителю. Более того, мы полностью переоснастили переработку сельскохозяйственной продукции. Это огромная часть нашей экономики. А если учесть, что один крестьянин создает потом для семерых рабочие места в стране, это дорого стоит.
Вот почему мы ухватились за сельское хозяйство и очень интенсивно развиваем сельскохозяйственное производство.
Я также могу говорить о производстве строительных материалов и так далее, о тех направлениях, которые завязаны на собственную экономику. Это глобальная наша задача в экономике.
Что касается политики… Есть некоторые вопросы, которые надо приводить в порядок, от нас этого требуют. И Запад, и в России раздаются голоса. Ну, например, политическая система нашего общества, она, в общем-то, в принципе ничем не отличается от российской. Вы знаете наше устройство. Я только могу сказать: ну, может быть, мы пожестче несколько ведем политику, но на принципах честности и справедливости: да – да, нет – нет. И притом, это абсолютно открыто, мы не юлим, мы не пытаемся какие-то комбинации устраивать, типа того, что вот давайте красиво представим, а внутри там, этого процесса, никакой красоты нет. Мы этого не делаем. В том числе я приведу и с себя пример – в свое время, когда закончились два срока пребывания у власти Президента, и встал вопрос не только передо мной, а перед обществом, перед людьми и моими коллегами, о дальнейшей работе, я сказал: если мы будем и дальше работать, надо выйти к людям и сказать прямо, что я готов работать и дальше, но надо снять ограничения в Конституции (а не выстраивать какие-то комбинации и так далее и тому подобное…). Люди это поняли, и мы им открыто это сказали.
Допустим, в последнее время в России тоже голоса раздаются в адрес Беларуси и меня, и не только вашей так называемой несистемной оппозиции, но также и в Госдуме некоторые критикуют, и в Совете Федерации: ”Вот у Лукашенко в Беларуси мажоритарная система выборов“. То есть не по партийным спискам.
Я избирался не один раз, и депутатом был, я хорошо знаю, что такое партийная система, а глядя на Россию, нашу Россию, и что такое мажоритарная система. Вы знаете, партийная система – когда два-три человека в списке наверху (Зюганов и его заместители всем известны, или Путин или Медведев и заместители в ”Единой России“), а всех остальных никто не знает. И ли чуть ли не бандитов и олигархов, наживших свое состояние непонятно за какие деньги, избирают, и люди этого не знают. Это что, нормальная система выборов? Я считаю, нет.
В Беларуси, поскольку еще не развита партийная система, у нас, сколько, 15 партий?
Радьков А.М. (Первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь). 15 политических партий. А все остальные движения – более двух тысяч.
Лукашенко А.Г. 15 партий. А люди знают только Компартию и партию националистическую, которая натворила здесь бед в Беларуси – БНФ. Вот люди знают праворадикальную партию и левую партию. И там, между ними, в том числе и осколки от одной и второй, еще 13. Люди, может, названия и слышали, но сути этой у них в голове нет еще, и это уже обманом будет.
Я думаю, что партийная система должна сложиться. Партии не должны появляться с подачи власти (провластные партии, ясно, какое отношение к ним). Поэтому я этот процесс в Беларуси не поддерживаю.
И поскольку мы еще не вызрели и не сформировали эту партийную систему, пусть люди избирают своих депутатов по округам: округ, конкретный человек – выдвигают. И мы дали право любой партии, даже если там нет, в этом округе ее представителей, – пожалуйста, выдвигайте своих людей, а выборы определят.
Ну, дальше, может быть, и надо идти к этой партийной системе. Мы этот процесс не сдерживаем. И я пообещал, что я не буду подталкивать процесс формирования политических партий к созреванию, но, по крайней мере, я не буду этому препятствовать. Даже буду его поддерживать.
То есть такие вещи в политической жизни мы стремимся развивать.
Что касается вообще политики внутри государства, она вам абсолютно известна, вы ее видите – всë должно быть сориентировано и делаться для народа. Для народа! Это главное. И это не популизм. Мы постоянно об этом говорим, и я прежде всего, это моя политика. Народ меня избрал, и для этого народа мы должны делать всë, не понукая и не потворствуя народу, не создавая каких-то там излишних преференций для безделья. Абсолютно нет.
Но мы четко понимаем, что права народа и людей должны быть соблюдены. И истинные права, о которых мы забыли. Мы сейчас болтологией занимаемся: права человека, как нас критикуют, партии, свобода слова, свобода СМИ, свобода политзаключенным (двое у нас или трое, как их называют ”политзаключенных“, которые штурмовали Дом Правительства, ломали его год тому назад). Слава Богу, что Испанию демонстрируют в последнее время, Португалию, Грецию. Да и в Германии, Франции прошли подобные события. И они показали, как надо с ними обращаться (задерживали по 200 – 300). Да и у вас, в Российской Федерации...
Я считаю, что право человека – прежде всего, право на жизнь. И вокруг жизни человека мы должны создать всë. Прежде всего, безопасность для жизни этого человека. Это также право на труд, это право на нормальную заработную плату, чтобы он мог, этот человек, мы ему должны помочь, чтобы он мог оплатить коммунальные услуги и прокормить свою семью.
Хочешь богатым быть? Но это уже не забота государства. Мы должны условия создавать, но, чтобы олигархом быть или богатым, тут тебе уже надо самому включаться на полную катушку и работать. Не нравится здесь или мало возможностей в Беларуси – Россия рядом, где можно больше заработать, там рабочие руки очень нужны. Кстати, белорусы очень востребованы в России. Где бы я ни был, всегда мне говорят и губернаторы, и бывший Лужков, и нынешний мэр Москвы, и Президент России, и с Дмитрием Анатольевичем мы часто эту проблему обсуждали, – ”Пусть белорусы-специалисты побольше к нам приезжают“. Я говорю: ”Столько же народу, столько людей!“ – ”Но нам нужны специалисты“. Поэтому много наших специалистов работает сегодня и в Москве, и по всей России, и в Санкт-Петербурге, и так далее.
Короче говоря, наша экономическая и политическая внутренняя жизнь сконцентрирована на том, чтобы достойно люди жили.
Ну что это за страна, где человек ходит с камнем за пазухой или даже с камнем на сердце, где ему тяжело?! Да, понятно, у нас далеко не все рады, что сделал тут Лукашенко со своей властью и так далее, я это четко представляю, ведь всех не обогреешь, но у нас возможности для того, чтобы жить и работать, есть, только надо пошевеливаться.
Я часто уже своим людям начинаю говорить о том, что я уж слишком их опекал и опекаю. Поэтому у нас привыкли говорить: ”Ну, вот эта проблема есть, но ничего, Президент решит, или власть решит“. Люди меньше думают о том, чтобы надеяться на себя. А надо прежде всего надеяться на себя. В России это присуще людям, люди больше надеяться на себя, а у нас по-прежнему – на государство. Вот тут мы несколько в своей политике допустили крен, и он неправильный.
Но, тем не менее, люди благодарны. Многие люди понимают, что мы здесь не прогуляли это время, а пытались и страну создать независимую, суверенную, а у нас же не было институтов ни власти, ни самостоятельной экономики не было, нам всë надо было отстраивать. Во внешней политике и внешней экономике это, прежде всего, экспорт. Вот тут мы зависимы от экономического кризиса на наших традиционных рынках в России и Евросоюзе, потому что примерно мы одинаково продаем. Чуть больше в Евросоюз, чем в Россию, поэтому, если колеблются там рынки и неблагополучная ситуация, для нас это плохо. Помните, я вам сказал: больше 80 процентов мы продаем. Поэтому у нас экспортно-ориентированная экономика, и на сегодняшний день мы очень зависимы от этого.
Нам еще много надо поработать, для того чтобы у нас была жесткая определенная стабильность на валютно-финансовых направлениях нашей деятельности. И так далее, и так далее. Вот это все проблемы, которые мы должны решать.
Что касается внешней политики. Я уже сказал: мы не страдаем никаким глобализмом, мы определили свою внешнюю политику – как политика многовекторная. Мы не хотим спорить и ругаться ни с Евросоюзом. Мы хотим в дружбе жить, как это было раньше, и иметь в лице Российской Федерации на востоке абсолютно надежного партнера, и не только партнера, это несколько неправильно, хотя это тезис ваш, вашего руководства. Мы не просто партнеры, а мы родные люди, мы должны жить как родные люди и родные государства. Что в это понятие входит – вы сами прекрасно понимаете. К этому мы должны стремиться.
Мы также поддерживаем отношения со всеми республиками, некогда входившими в состав Советского Союза, не создаем проблем нашим соседям, хотя не все довольны тем, что тут происходит, особенно Польша и некоторые другие государства (руки чешутся, снобизм некоторый…). Но, я думаю, мы это переживем.
То есть вы видите, что вот такие задачи решаем, общечеловеческие, общегосударственные, и, в общем-то, они связаны. Любая государственная задача должна быть просто общечеловеческой для любого общества, которое живет в этом государстве.
Качин В.А. ( газета ”Кузбасс“, Кемеровская область) . Александр Григорьевич, позвольте сначала передать привет от нашего губернатора Амана Тулеева, Вы с ним хорошо знакомы.
Лукашенко А.Г. Спасибо. Передайте и Вы ему самые добрые пожелания. Давненько мы не виделись с ним.
Качин В.А. И благодарность от кузбассцев за соглашения, которые реализованы между Кузбассом и Беларусью. У нас не просто цифры и товарооборот вырос, а у нас сборочное производство, например, БелАЗов, это новые рабочие места дало. И вообще, есть частичка Беларуси в Кузбассе. Так что за Ваше здоровье не только в Беларуси молятся, но и в Сибири.
Как Вы считаете, вступление России в ВТО как-то повлияет на экономику Беларуси, наши взаимоотношения с нашими странами? Озабоченности нет здесь никакой?
Лукашенко А.Г. Я не думаю, что это повлияет. Но давайте вот так искренне, я нигде об этом ничего не говорил, но я вообще-то ”патриарх“ в политике (старый уже политик), поэтому на моих глазах очень многое происходило и память у меня хорошая. Помню и как нас пинали ногами – и Россию, и Казахстан, и Беларусь, и другие страны постсоветского пространства (вы знаете, что ВТО – это не столько экономическая, сколько политическая сегодня организация), и знаете, кто пинал, и делали всë для того, чтобы нас разобщить и разодрать.
Ну к примеру, Кыргызстан обнулил свои пошлины таможенные ввозные (правильно я говорю, ввозные?), они его приняли мгновенно в ВТО. Украина –руки вверх – приняли. Мы вели переговоры, Казахстан, Россия. С одной стороны, экономически это вообще выгодно для ВТО, если бы Россия была там, но они ее туда не пускали.
И вот создалась эта ситуация сложная, и тогда, когда Президентом еще во втором сроке был Владимир Владимирович Путин, я помню заседание ЕврАзЭС, где и я, и Президент Назарбаев, и другие высказались. Я, в общем-то, несколько эмоционально высказал свою позицию, говорю: ”Слушайте, ну не пускают нас, не хотят видеть в ВТО, так давайте мы свою ВТО создадим на постсоветском пространстве! И покажем, как надо жить и работать“. Ведь даже там, где разорвались кооперационные связи, мы их могли восстановить – остались люди, остался опыт, знания. У нас один язык, пока что еще не забыли во многих республиках, хотя очень многие уже забывают об этом, а в некоторые республики приедешь, так русского языка и не видно – нигде нет надписей на русском языке, всë уже на английском языке, на местном и так далее. Но еще есть эта основа, как и многое другое – память и так далее, и так далее.
Всë зависело от России. Владимир Владимирович категорически заявил, что Таможенный союз (тогда уже об этом пошла речь) и единство экономическое на постсоветском пространстве для России абсолютный приоритет, а ВТО вторично. Через час приходит деятель один (не хочу называть фамилию, мы его просто попросили, чтобы Путин пригласил, и он рассказал, как складываются отношения с ВТО и так далее), он при Президенте своем, прямо напротив меня сидел, говорит о том, что, ”да, вы извините, но наш приоритет это ВТО, а потом, исходя из этого, мы будем рассматривать другие вопросы“. Я сразу не выдержал и говорю: ”Владимир Владимирович, как Вас понимать: кто тут прав – Президент России или этот человек (не хочу его называть фамилию, слишком известная… в Правительстве его уже нет, но некоторые еще остались и так далее)?“ И Владимир Владимирович потом уже без него сказал: ”Вы не волнуйтесь, я сказал, мы будем выстраивать отношения“. Я говорю: ”Смотрите, чтобы не получилось так, что вы продвинутые, два государства (Россия и Казахстан), вы там более нужные, потому что у вас есть ресурсы от господа Бога, чтобы вы нас не кинули потом: вступите в ВТО, а мы останемся при собственных интересах“. Что произошло сейчас?.. Судите сами…
Более того, как мне один из министров доложил, с нас уже начинают посмеиваться: ну что, получили?..
Поэтому мы очень аккуратно ведем свою политику и анализируем ситуацию, которая складывается в нашей России в этой части. Когда Россия вступала в ВТО, мы не препятствовали ни по одному вопросу, и то, о чем меня просили и Правительство, и руководство страны, мы по всем вопросам пошли навстречу России.
Мы получили глобальный кризис белорусской финансовой экономической системы, когда, помните, в прошлом году ввели заградительные пошлины на ввоз иномарок, и за восемь-десять месяцев белорусы вывезли 3 млрд. долларов из страны (половину золотовалютного резерва!). И, когда мы увидели, что мы вообще без резервов останемся, то вынуждены были девальвировать – отпустить курс национальной валюты, не поддерживать рубль. Таким образом, произошла девальвация. Плюс (примерно в то же время!) – в 3 раза выросли цены на энергоносители, в данном случае на природный газ и так далее, и так далее. Наша финансовая система просто не выдержала этого. И мы очень дорого за это заплатили – за единое экономическое пространство.
Кстати, и Премьер, и Президент нынешний это признают, и отдают должное Беларуси. То есть мы за это дорогую цену заплатили. Уже новая волна кризиса, а мы еще не очухались от того, что произошло два-три года тому назад.
И слава Богу, что мы, как государство, не ушли из экономики и финансов. Если бы мы тогда отпустили всё на откуп этому рынку дикому, к которому нас склоняют… Сейчас, правда, уже не склоняют, потому что все заговорили, и в Германии, что нужны структуры, которые будут управлять банками. Договорились до чего, рыночники! А нас долбали за это… Не говоря уже о том, что государство будет вмешиваться в экономику. Когда их эта рыночная анархия накрыла с ног до головы, они задергались. Но уже рычаги потеряны, понимаете, уже трудно, очень трудно в той же Греции мобилизоваться (Греция – такая же, как Беларусь), трудно мобилизоваться, потому что нет рычагов. И вот они им вкидывают (там уже сейчас вброшено до 100 миллиардов, и больше еще надо). Я думаю: Боже мой, если бы на нашу десятимиллионную, как Греция, страну 100 миллиардов евро, мы бы не знали, что делать, мы бы подавились ими. А им не хватает! Потому что бездонная бочка – вкидывай, и этих денег нет.
Нет этих рычагов, нет этой системы контроля и управления, а она должна быть. Сегодня все поняли, что, да, белорусы оказались правы, что не ушло государство из экономики в том числе.
Я всегда говорил: государство не должно присутствовать там, где оно делает хуже. Не можешь управлять процессами, по разным причинам, – не мешай. Если видишь, что эти процессы во вред и ты там не можешь управлять, ликвидируй их, но честно и добросовестно, чтобы все люди это знали и понимали.
И мы придерживаемся этой логики. Но, я еще раз говорю, что мы заплатили дорогую цену за ЕЭП, создание и строительство Евразийского экономического союза. Но Россия вступила в ВТО. И, конечно же, хотим мы этого или нет, нам надо привыкать не просто работать, а, видимо, сражаться в этих условиях. Мы полны решимости это выдержать. У нас много было испытаний на нашем веку, но мы их выдержали.
Но мы всегда на переговорах нынешних с российским руководством напоминаем о том, что Россия ни в коем случае не должна на этом пути бросать Беларусь. Такие были заверения и обещания. Мы получаем положительные ответы. Как будет дальше? Поживем – увидим.
Безяев В.И. ( ”Радио России“) Александр Григорьевич, я вернусь к теме Союзного государства. Вы сами только что признали во вступительном слове, что Союзное государство намного опережает и Таможенный союз, и другие интеграционные образования. Вы обозначили все ключевые точки, которые мешают движению вперед. Но, если Вы помните, когда в Брестской крепости Вы открывали замечательный памятник детям, матерям Брестской крепости и мне повезло взять у Вас интервью, Вы сказали, что Александр Григорьевич – это непростой человек. Это я к тому, что многое в нашей судьбе Союзного государства зависит от непростых людей, а Вы еще и Председатель Высшего Государственного совета, а впереди еще встречи на высшем уровне. Ну хотя бы не то, что сделано, а на что надеется Президент Беларуси, именно в его видении судьбы Союзного государства? Вот на что Вы надеетесь? Что можно сделать реально в ближайшее время?
Лукашенко А.Г. Для того чтобы высказаться по этому вопросу, надо вернуться не к началу, а хотя бы к середине этого процесса. И не мне одному, один-то я могу сесть и подумать и что-то сказать или высказаться, предложение внести, а нам надо вместе сесть подумать и вернуться к этому процессу. И, самое главное, определиться, что для нас, может быть, не важнее, а приоритетнее и что для нас на этом этапе не потерять бы.
Вот появилось ЕврАзЭС, а потом Единое экономическое пространство и так далее. Ведь, помните, я говорил, что ЕврАзЭС в свое время возникло, потому что многие ревностно относились к тому, что мы делали с Ельциным, – строили Союз Беларуси и России. И все испугались, что Беларусь монополизирует отношения, если можно так сказать, с Российской Федерацией. Это было недопустимо для кого-то. И тогда, в пику этому проекту, возник проект Евразийского сообщества. И тогда было предложение: ”Ну что там два государства – Ельцину многие говорили, – вот ЕврАзЭС, в том числе будет и Беларусь, давайте шире строить отношения“. И в свое время Борис Николаевич, встречаясь со мной, молодец, не стал ответа давать на этот вопрос. Я говорю: ”Знаешь что, Борис Николаевич, давай сделаем так (ведь нас никто в шею не гонит, от нас никто ничего не требует): давай оставим этот проект - он же не мешает. Он абсолютно не мешает“. И мы начали создавать ЕврАзЭС – Евразийский экономический союз. Но движения там не было никакого, как в СНГ на определенном этапе. И тогда я говорю: ”Ну что, Борис Николаевич, давай идти дальше?“. И тогда мы после Соглашения подписали Договор. И Ельцин уже ушел, мы с Путиным обменялись ратификационными грамотами, то есть этот Договор стал законом у вас и у нас.
Вот примерно так развивались события. И мы оказались правы, сохранив этот проект. И он всë время был таким, в хорошем смысле слова, ”раздражителем“ для других интеграционных структур, особенно здесь. Но всë упиралось не в Назарбаева, Лукашенко и прочих, а в желание России. Россия должна была определиться. И если вы читали мою реакцию на предвыборную статью Путина, который говорил о постсоветском пространстве, о Евразийском пространстве, Таможенном союзе, ЕЭП и так далее, о развитии, я сказал, что это стало возможным только тогда, когда Россия на это решилась. Без России – ну какой тут союз? Разные могли бы быть союзы… У нас, допустим, с Украиной мог бы быть союз, но это совсем не то. А вот на постсоветском пространстве с постсоветскими республиками, в том же СНГ, ЕврАзЭС и так далее, в более узком кругу, если Россия пошла открыто и семимильными шагами в этом направлении, мы что-то сделали.
И надо сегодня определиться: если мы имеем возможность не только глубинно действовать по направлению ЕЭП и Евразийского союза, то надо его доводить до уровня Союзного государства, в полном смысле, убирая границы, визы и прочее, как у нас, допустим, с россиянами, и идти дальше. Наверное, до 2015 года, когда мы поставили перед собой задачу – создать этот Союз, Евразийский фактически союз (правда, предложили некоторые написать ”экономический“ союз, чтобы нас, видите ли, не критиковали на Западе, хотя Европейский союз не экономический, им наплевать – критикуем мы их или нет, они создали, и всë). Ну, ладно, пускай будет Евразийский экономический союз. Поэтому до 2015 года, скорее всего, мы сконцентрируем на этом внимание и будем решать конкретные вопросы Союза Беларуси и России. Я убежден, что никто не может опередить Беларусь и Россию в интеграции. По многим-многим причинам: и экономическим, и политическим, и историческим, и перспективным, и так далее и тому подобное.
Но это мое мнение.
Поэтому говорить сегодня о том, как я тут, в Беларуси, в Минске, вижу те или иные процессы, это просто будет разговор. Надо садиться вместе и думать, в каком направлении мы будем двигаться, основываясь на фундаментальных принципах равенства. Не бывает больших и малых народов. Народы должны быть равноправны, особенно при строительстве союза. Союзы не могут быть долговечными, если они построены не на взаимоуважении и не на равноправной основе. Не бывает таких союзов, не было в мире. И строительство союза должно быть основано только на этом.
Это не значит, знаете, когда Беларусь кто-то не любит в какой-то газетенке или СМИ… А ясно, что СМИ отражают позицию каких-то групп, они начинают говорить: ”А вот Лукашенко равноправие понимает так: всë вместе собрать и поделить поровну“. Я говорю: ”Да Господь с вами, если собрать всë, что в России и в Беларуси, поровну поделить – Беларусь захлебнется, ей столько не надо“. Но не об этом речь. Россия и Беларусь должны и будут иметь абсолютно равные условия для функционирования народнохозяйственного комплекса, если брать экономику. Но каждый человек, группа людей, предприятия будут иметь то, что они заработают в этих условиях, и не больше. Но должны быть равные условия.
Вот сейчас много разговоров о том, что Беларусь получила после того, как отдали ”Белтрансгаз“ России, дешевую цену на природный газ. Да успокойтесь! Всë там подсчитано, в России дураков нет. Всë посчитано: сколько, как, сегодня такая цена, завтра будет другая и так далее. Но я не об этом. Насколько у нас сегодня цены выше, чем в Российской Федерации, для потребителей, для предприятий и так далее?
Семашко В.И. Где-то более чем на 120 долларов. У нас 274 доллара за тысячу кубометров, а в России это примерно 150–160 долларов.
Лукашенко А.Г. 150 и 270 долларов для потребителей – разница есть? Наш ”БелАЗ“, наши предприятия, наши люди получают по столько, а там почти в два раза меньше. Это равные условия для работы?
Как я могу привезти в Омск (не говоря о Москве, Брянске) своим землякам огурцы и там продать, если у меня разница в два раза в себестоимости? А тепло для выращивания в теплицах самое главное, и еще логистика – привези попробуй. Какая ж тут конкуренция? Неравные условия.
И я не говорю продать нам за 160 долларов. Нет. Пускай будет 300 долларов, но в России и Беларуси должны быть условия одинаковые, если мы говорим о том, что мы – Союзное государство.
Я вам просто навскидку взял пример, который для вас понятен. Но у нас еще много таких вопросов, которые нужно решать.
Еще раз подчеркиваю: я не требую и не говорю о том, что вы должны нам что-то там бесплатно. Я даже не вспоминаю про то, что мы, белорусы, миллионы или тысячи скважин у вас пробурили, города строили в свое время, добывали природный газ, нефть и сами научились от вас нефть добывать, и добывали по 9 миллионов, а сейчас скатились до того, что уже мизер добываем, меньше двух, и соответствующие школы у нас возникли в те времена. И сегодня в Венесуэле добываем природный газ и нефть, а в нашей России нет. А почему? Почему у вас англичане, американцы качают нефть, природный газ добывают, продают на рынке, а белорусов вы туда не пускаете?
У нас был такой принципиальный разговор с вашим руководством. Вот вы хотите у нас участвовать в приватизации. Уже люди начали говорить, что хотят схватить, поделить, олигархи и так далее. Мы не против. Хотите нефтеперерабатывающие заводы, которые у нас уже как игрушки, мы туда немало вложили, это красивые, современные, европейские предприятия, и это все признают? Хотите вы купить эти предприятия? Знаете, если я на это пойду, мне мало не покажется в Беларуси. Точно обвинят в том, что я тут сдаю, продаю… Как после ”Белтрансгаза“, который мы продали ”Газпрому“, выдержали эту атаку. Но есть хороший вариант: мы вам отдаем нефтеперерабатывающие заводы – перерабатывайте свою нефть, и мы будем свою там перерабатывать, а вы, пожалуйста, дайте нам возможность добывать самим, как иностранцам даете, природный газ. Мы потребляем 22 миллиарда. Я прямо им сказал: ”Мы будем от вас зависимы на 12 миллиардов, никуда не денемся, но 10 миллиардов мы сами добудем. Может, нам это дешевле будет? Ваши 12 миллиардов дорогого газа и наши 10 миллиардов дешевого, который мы добудем на месторождениях, которые вы нам выделите, как англичанам, американцам на равных условиях. И мы как-то разбавим это, и для нас это будет приемлемо“.
То же самое и по нефти. Почему мы в Венесуэле, за тридевять земель, запросто добываем нефть 40 на 60 (они 40 нам дают в уставном фонде и прочее, а 60 – их)? И притом мы будем добывать лучше, чем ваши компании, вы никогда нам претензий не предъявите, что там где-то что-то разлилось, что-то загорелось и так далее. Давайте мы это сделаем. Мы потребляем сегодня 23 млн. тонн нефти, так?
Семашко В.И. 21,5 млн.т.
Лукашенко А.Г. Можем переработать 23 млн.т в будущем.
Семашко В.И. 24 млн.т даже.
Лукашенко А.Г. 24 млн.т. Давайте мы 10 млн.т добудем, а 14 млн.т у вас купим. Всë равно же зависимость будет. На таких же условиях, как и ВР (British Petroleum). Нет! Так а почему ”нет“? Мы вам – заводы, вы нам – возможность, не нефть, а возможность добывать эту нефть на условиях, которые приняты в России для иностранцев. Ответьте мне на вопрос: почему не соглашаются? Ответа нет...
Поэтому о каких равных условиях сейчас можно говорить? Что, они абсолютно равны? Нет. Нам сложнее жить в этой ситуации. Мы работаем в более жестких, тяжелых условиях, нежели функционирует экономика России, не говоря уже о Казахстане, там тоже «море» всего своего, так Господь распорядился. Когда-то мы тоже в советские времена работали там вместе с русскими – у них же не было ни кадров национальных – ничего, мы всë это там создавали. Союз развалился – нас оттуда вышвырнули, и вас следом. Ну что поделаешь, такая жизнь… И нам в этой жизни приходится жить, существовать. Поэтому если вы слышите, что ”Лукашенко нахлебник“, ”он вот тут присосался к России“ – да Господь с вами, я так ”присосался“, что покупаю в два раза дороже, чем вы в России. Вот ”присосался“…
Ну, это так, не в обиду сказано, просто, чтобы вы понимали, в какой ситуации мы работаем.
Паламарчук Г.А. ( ”Ореол-ТВ“, Ленинградская область). Я хотела бы спросить о развитии районных центров в Беларуси. Мы за несколько дней проехали несколько районных центров, я была поражена, как быстро принимаются и исполняются решения по строительству больших социальных объектов: ледовые дворцы, аквацентры. Учитывая, что я представляю город Гатчина, в котором проживает 90 тыс. жителей, для меня это было принципиально важно. И честь Вам и хвала за такие решения. Какова Ваша позиция: что должно быть в районных центрах Беларуси, в каждом небольшом городе, какие объекты? И в какие сроки они появятся? И в продолжение Вашего разговора о деловой активности белорусов на местах: как государство должно поощрять эту деловую активность, чтобы люди надеялись не только на Президента и на органы власти, но и на себя тоже?
Лукашенко А.Г. Давайте по очереди.
Во-первых, у нас не везде так, как вы видели, допустим, в районных центрах. У нас не везде спортивно-концертные дворцы – а это не только ледовые, мы их строили не только для того, чтобы детишки там занимались фигурным катанием, более взрослые играли в хоккей, шорт-трек и так далее, не только. Это огромная, под 3 тысячи в основном, площадка, а где-то даже и больше, для проведения концертов и других культурных, спортивных мероприятий. Сейчас у нас везде такие системы: лед закрывается – пожалуйста, в теннис играй там и так далее. В каждом районном центре это должно быть. В меньших, больших объемах. У нас, наверное, 20–30 районных центров узловых, где это есть.
Вы сказали ”90 тысяч“. Но 90-тысячники, 100-тысячные города у нас это давно уже имеют, потому что как же: 100 тысяч человек живет и не иметь? Я считаю, что это нормально для спортивной и культурной инфраструктуры 100-тысячного города. Поэтому тут нас с вами трудно сравнить.
У нас же в этих районных центрах проживает и 9, и 13, и 15 тысяч, и мы эти объекты строим. Но еще не во всех они есть. И не во всех мы будем строить. Потому что это же не для баловства, это затраты в миллионы долларов. И построить просто так, чтобы пришло десять человек и там с папами и мамами покатались – этого не достаточно. Главное – чтобы были специалисты, которые будут там развивать спорт, культуру и так далее.
Поэтому, когда условия созданы, мы будем такие объекты и дальше строить. Но пока надо эти наполнить нормальным содержанием – начиная от хоккея и заканчивая другими мероприятиями, чтобы они хотя бы окупали свои текущие расходы. А не то что построили, и государство пока еще дотирует их. Но уже некоторых лишь на 10 процентов дотируем, некоторых – на 20, некоторые новые – наполовину, они еще не смогли наработать для себя денежные средства.
Поэтому не везде у нас есть, я вам это честно говорю, и не везде оно будет. Естественно, мы не сможем 150 катков в каждом районе построить по всей Беларуси. По крайней мере, сейчас. Но пример показали. Некоторые к этому стремятся: и мы хотим, мы вот готовы заплатить, местные власти наполовину, дайте нам половину, помогите. А раньше сто процентов мы финансировали.
То есть мы возбудили в хорошем смысле людей и желание у них этим заниматься. И это главное в любом процессе: в сельском хозяйстве, спорте, культуре и так далее.
А что касается 100-тысячников, 90-тысячников, как у нас Орша, Лида, Полоцк и другие города, там у нас давно это всë есть.
Вы говорите: что должно там быть? Там должно быть всë, что есть у вас в Санкт-Петербурге, только не в таком количестве. Объекты торговли должны быть? Должны. Ибо как же люди будут жить, даже пусть там 15, 13 или 90 тысяч, как в вашем городке? Это не городок – это город, 90 тысяч. Объекты культуры должны быть, органы власти должны быть, соответственно и административные здания должны быть: милиция, прокуратура (у вас полиция, вы уже продвинутые в этом плане), и так далее, и тому подобное. Но все объекты и быт только в определенном количестве и объеме.
Прежде чем что-то делать в агрогородках, на селе и в районных центрах, мы выработали социальные стандарты. И перечислили (более 30 позиций), что должно быть: от уличного освещения до водопровода, подводки природного газа, дорог и так далее. И по этим стандартам всех заставили работать. Вот это всë должно быть. Если вы хотите, мы вам дадим эти стандарты, вы этот перечень увидите. Это не только для города. В районных центрах у нас уже такой проблемы нет. Это мы подтягивали села до этих уровней.
То есть я намекаю вам постоянно на то, чтобы вы не думали, что есть некая система в государстве – так называемый рынок, который всë отрегулирует. Ни черта он не отрегулирует! У меня всë больше, спустя уже много лет моей президентской жизни, а уже скоро будет два десятилетия, возникает такая шальная, дурная можно сказать, мысль, что нам вот такую рыночную экономику и идеологию, главное идеологию, а не экономику, подкинули для того, чтобы уничтожить ту экономику, которая у нас была. Да, она была с недостатками, мы и не спорим. Но вы же помните, на наших глазах это было: всë это негодное сломать и построить на руинах рыночную экономику. Ну, вы сломали, а мы это не стали делать. Это серьезное отличие нашей политики и практики – мы не стали это делать. Потому что я сказал, что в жизни так не бывает. Так нас учили на историческом факультете, когда мы изучали марксистско-ленинскую философию. Плохая она была или хорошая, но, помните, нас там учили, что, для того чтобы видеть дальше и продвинуться дальше, надо стать на плечи своих предшественников. То есть не надо ломать этого предшественника, коленом на грудь становиться, душить, а надо стать на плечи, то есть использовать тот опыт, который есть.
Мы это сделали. Мы не начали вот эту реформу ”под слом“, а мы начали совершенствовать то, что есть, отбрасывая то, что не годно. Но у нас и возможностей таких не было. А у вас же, если сломаешь и дыра появится, у вас есть чем эту дыру залатать – природный газ, нефть и так далее, деньги есть. А у нас ошибка дорого бы обошлась. А оказалось, что и вам это непросто. Поэтому мы пошли несколько другим путем – мы не стали крошить, ломать. У нас и балансы составляются, и прогнозы, и планы, до сих пор мы планируем вот эти, как я вам говорил, стандарты, вплоть до села, сельского хозяйства и так далее. Ну что тут такого? Более тысячи, по-моему, балансов и планов составляет продвинутая в экономическом развитии Япония (вторая в мире!). Более тысячи!
..... .... .... .... .... ...
Прочитать полностью: http://www.president.gov.by/press140561.html#doc
Скачать стенограмму в форматах: [pdf] [rtf] [doc] [html]